Ковры ручной работы: вечные ценности
Настоящие ручные ковры – не просто предмет роскоши. Являясь украшением интерьера, эти изделия становятся семейным достоянием наряду с бабушкиными драгоценностями. Ковер ручной работы такое же произведение искусства, как картины или скульптуры. Благодаря высокому качеству, натуральные ковры могут передаваться из поколения в поколение, не теряя своей ценности, как переходят из века в век секреты ковроделия.
Древние традиции ковроткачества
Конечно, невозможно установить точную дату возникновения ковроткачества, ведь это было несколько тысячелетий назад. Однако известно, где зародилось это искусство – в Древней Персии (сейчас – государство Иран). В этой стране ковроткачеством занимались и занимаются и отдельные семьи, и объединения ремесленников, и настоящие фабрики. Ручная работа, натуральные красители, тщательно выписанный орнамент – это подлинный персидский ковер.
Основным материалом при создании ковров является овечья шерсть. От одной овцы можно получить до 10 качественных разновидностей шерсти, которые способны различить лишь опытные специалисты. По цвету натуральная шерсть бывает белой, серой, коричневой, желтой и желтовато-коричневой. Красители для нее получают на основе древесины различных пород, из корней растений, кожуры граната, оболочек грецких орехов, листьев винограда и многого другого. Могут использоваться и минеральные вещества.
Вековыми традициями исламской культуры и искусства определяется рисунок персидских ковров. Аллах запрещал изображать живые существа, поэтому детали орнамента – это листья, цветы, различные линии, круги, сочетания геометрических фигур, имеющие символическое значение. Не каждому дано увидеть в сложном переплетении узора строки из Корана, легенды и пословицы, а иногда и обращение к предполагаемому владельцу ковра.
Как перебродивший виноградный сок – еще не вино, так не считалось ковром только что сотканное изделие. В старину ковер должен был пролежать 3 месяца на площади, где под ногами тысяч людей его ворс становился пластичным, мягким и пушистым. Мастера были уверены, что такое испытание не испортит ковер, не заставит потускнеть его краски.
Терминология ручных ковров
К покупке любого товара нужно готовиться, особенно, если это такие дорогостоящие изделия как ковры. В данном случае имеется в виду, что необходимо знать термины, которыми наверняка будут пользоваться в разговоре с вами продавцы.
Долговечность настоящих ковров смещает наши представления о времени. Так, например, новым ковром называется изделие моложе 20 лет. Ковер в возрасте от 20 до 50 лет считается довольно старым, антикварным же он будет лишь в том случае, если создан не менее 60 лет назад.
Основа – нити, расположенные параллельно и проходящие вдоль ковра. При изготовлении ковров ручной работы используют основу из хлопка, как наиболее прочную, или из шерсти, шелка. Кисти ковра часто являются продолжением нитей основы.
Уток – поперечные нити ковра, расположенные перпендикулярно нитям основы и переплетающиеся с ними. Нити утка могут быть и хлопковыми, и шелковыми, и шерстяными.
Натуральные красители – имеют растительное или минеральное происхождение, либо получены из секрета насекомых. В странах Востока использовались до 150 растений для красителей.
Анилиновые красители – это первые синтетические красители, которые стали использовать в ковроделии. Они появились в 40-е годы XIX века. Быстро теряют цвет под воздействием света и воды.
Хромовые красители – наиболее распространенный в настоящее время тип искусственных красителей. Имеют широкую гамму цветов и отличаются стойкостью. Используются в ковроделии с первой половины ХХ века.
Килим – безворсовый ковер, представляющий собой простое переплетение нитей основы и утка без узлов.
Подлинный ковер – ковер ручного изготовления независимо от того, плетеный он или тканый, а также, откуда он.
Страна-производитель – политическое государственное образование, имевшее место на соответствующий момент времени, на территории которого был изготовлен ковер.
Страна происхождения – государственное образование, с территории которого экспортирован данный ковер.
Основные производители ковров ручной работы
В основном, в продаже можно встретить иранские, индийские, китайские, турецкие, туркменские, непальские ковры. При их изготовлении используются шерсть и шелк. В настоящее время ковры изготавливают и машинным способом, но многие специализированные магазины делают акцент именно на ковры ручной работы.
Иранские ковры – считаются самыми ценными, настоящий иранский (персидский) ковер в доме – предмет законной гордости владельца. Такие ковры могут прослужить 250-300 лет.
Индийские ковры – в древности большая часть Индии входила в Персидскую империю, поэтому индийские мастера продолжают традиции персидских ковроделов, но с использованием индийского колорита. Ворс индийских ковров проходит специальную обработку, обеспечивающую ему особый шелковистый блеск.
Китайские ковры – в настоящее время хорошо известны ковры из шелка, которые выполняются в особом, неповторимом стиле. Как правило, это высоковорсовые изделия с элементами скульптурной графики. Нужно отметить, что модельный ряд китайских ковров необычайно широк. На юге Китая развито производство изделий, являющихся точными копиями ковров Лувра.
Текинские (туркменские) ковры – наряду с персидскими являются, так сказать, классикой жанра. По-прежнему сохраняют свой уникальный колорит. Не случайно, в Туркмении ковры официально считаются национальным достоянием. Качество натуральных красителей здесь в прежние времена проверяли, бросая ковер под ноги 30-40 скакунам.
Непальские ковры – достаточно плотные, в основном, из овечьей или верблюжьей шерсти. При их производстве используется традиционный тибетский узел, что создает особенную, хорошо узнаваемую текстуру. Также они ценятся за оригинальные орнаменты.
Турецкие ковры – представлены разнообразными формами и дизайнами, выполняются, в основном, из шерсти.
Тщательный выбор ковра
Выбирая ковер, ориентируются обычно на несколько основных критериев – линейные размеры, высота ворса, количество узелков на единицу площади, характер рисунка, цветовая гамма. Это, разумеется, в тех случаях, когда ковер покупают не как предмет антиквариата.
Нужно отметить, что размеры восточных ковров отличаются от привычной нам европейской системы. Например, у них вы не встретите столь традиционного размера 1,7х2,4 м, нечасто можно найти ковер 2х3 метра. Зато 3,05 м – обычное дело. Так как ковер ручной работы – особый элемент интерьера, нужно правильно выбрать его размер. Большой ковер (а в продаже можно найти ковры длиной до 6 метров) будет формировать облик всей комнаты. Ковер средних размеров прекрасно выделит определенную зону. Маленькими ковриками можно украсить конкретные места в помещении – у кровати, перед камином и т.д. Вполне допустимо использовать в одной комнате несколько ковров, особенно в гостиной. В спальне не стоит стелить большой ковер, ведь его практически не будет видно, к тому же под кроватью легче заводится моль. Для холла или прихожей больше подходит ковер на прочной хлопковой основе и без ворса.
Безворсовые ковры более устойчивы к физическим нагрузкам. Ковры с ворсом придется периодически разворачивать на 90-180 градусов, чтобы ворс приминался равномерно.
Плотность ковра сказывается на большей детальности рисунка, особых преимуществ она не дает, зато повышает стоимость изделия из-за трудоемкости процесса.
Выбор рисунка и цветовой гаммы может представлять определенные сложности в том случае, если вы захотите вписать ковер в уже имеющийся интерьер. Для тех, кто особенно строго подходит к сочетанию цветов в помещении, подойдут ковры, выполненные в одном-двух цветах и не имеющие традиционного рисунка. Они могут быть выполнены в технике ручного тафтинга, как правило, имеют высокий ворс, приятный на ощупь, и легко впишутся в любой интерьер.
Уход и эксплуатация
Если вы являетесь счастливым владельцем антикварного изделия, то, как ни странно, хлопот у вас будет очень немного. Дело все в тех же серьезных испытаниях, которым подвергались раньше настоящие ковры. В результате они становились очень устойчивыми к физическим нагрузкам, не давали усадку при намокании. Современные изделия требуют к себе большего внимания.
Пылесосить ковер нужно довольно часто, не забывая об изнанке. Не использовать ковры в помещениях с повышенной влажностью, так как натуральные материалы подвержены гниению, воздействию плесени. Если ковер подвергается влажной уборке, тщательно просушивать его основу, давая возможность воздуху циркулировать под ковром. Вероятность устранения пятен с ковра – далеко не 100%, так что избегайте проливать на него чай, кофе и т.п. Чистку ковра, особенно, шелкового, проводите только по ворсу мягкой губкой, не используйте жесткие щетки. Ни в коем случае не применяйте средства, содержащие хлор. Не выколачивайте ковер, повесив его на веревку, так же, как не стелите ковер на диван – нити основы при этом вытягиваются. Старайтесь обойтись без химчистки. Убирая ковер на время, никогда не складывайте его, потому что ворс при этом замнется. Скручивая ковер в рулон, обязательно вложите средство от моли. Кстати, реже всего моль заводится в коврах, лежащих на полу, чаще – в скрученных в рулоны или висящих на стене. Поэтому периодически перетряхивайте ковры с применением современных средств от моли.
Плюсы:
- долговечность,
- эксклюзивность и красота,
- экологичность,
- высокая прочность.
Минусы:
- высокая цена,
- более тщательный уход,
- светочувствительность,
- нежелательна химическая чистка.
Стоимость натуральных ковровых изделий
Довольно сложно говорить о стоимости натуральных ковров, так как нужно учитывать страну-производитель, размер изделия, материал, плотность, сложность рисунка. Можно лишь отметить, что в специализированных магазинах Екатеринбурга представлен достаточно широкий ассортимент ковров как по их размерам, расцветкам и производителям, так и по цене. Наряду с огромными коврами (например, 3,5 х 5,3 м) стоимостью в несколько сотен тысяч рублей, есть изделия более традиционных размеров – приблизительно, 2х3 м, которые в зависимости от материала и рисунка могут стоить от 38000 до 200000 рублей. Также можно приобрести ковры из вискозы, внешне очень похожие на шелковые, стоимостью от 8000 рублей, однако на их долговечность рассчитывать не советуют.
Татьяна Слободяник
По материалам журнала «Стройка. Уральский выпуск»
Последнее посещение: 2 дня назад
Маркетплейс строительных и отделочных материалов. Большая база строительных и отделочных материалов. Новости строительства. Статьи и советы по ремонту.