Ткани для мебели

Ткани для мебели

С давних пор ткани занимают важное место в оформлении интерьера жи­лища. Между прочим, еще в античные времена специально обработанная ткань служила прообразом нынешних натяжных потолков. До появления обоев  ткань использовалась для отделки стен. Вспомните, как часто в классических литературных произведениях упоминаются  обтянутые тканью стены. А какое внимание всегда уделялось оформлению окон с помощью гардинного полотна и портьер! И, конечно, нельзя недооценивать значение в нашей жизни мебель­ных тканей.

Ткани: былое и современность

В прошлом не только мебель, но и стены богатых домов ук­ра­шала самая, пожалуй, аристо­кра­тическая ткань – гобелены. Их вы­сокое качество, а нередко и ху­до­жественная ценность, делают го­белены предметами роскоши, со­хра­­няемыми на протяжении веков. В наши дни мы можем любовать­ся прекрасными экземплярами этого искусства в царских и королевских дворцах всего мира. Высокородные особы обменивались гобеленами в качестве дорогих подарков, кото­рые даже спустя столетия радуют глаз яркостью красок и сложностью рисунков. Остаются популярными го­белены и сейчас. В интерьерах новых элитных квартир гобелены порой соперничают с декоративной штукатуркой, придавая, например, спальне больший уют. Кстати, от­делка стен тканями вообще пере­живает второе рождение. В Моск­ве и Санкт-Петербурге это направле­­ние уже набирает обороты. Для оформления стен используется спе­ци­альный материал, в составе ко­торого вискоза, хлопок, эластан. За счет последнего ткань немного тя­нется. Для ее крепления на стенах применяют специальные профили. Другой вариант – каркасные па­нели с натянутой тканью, в том числе и с обычной. Их сочетают с другими видами отделки, например, декоративной штукатуркой. Спе­ци­альные ткани имеют, как правило, классический рисунок, это объяс­няется существовавшей в про­ш­лом традицией. Но сейчас, учи­ты­­­вая все большую популярность такой отделки, вполне вероятно по­явление специальных тканей с авангардным рисунком, детской те­матикой. Оформление окон тоже меняется от столетия к столетию, лишний раз напоминая нам о спи­ралевидном развитии общества. Бо­­гатые многослойные портьеры с ламбрекенами, подхватами и изящ­­ными карнизами еще недавно ка­зались нам безвозвратно уста­рев­шими. Однако нынешние порт­ье­ры по своей сложности, по­жалуй, превосходят все, что было раньше, но в современном варианте. В на­ши дни актуальны в этой сфере шелк, вискоза и хлопок. Среди ис­кусственных материалов по­пу­лярны органза и тафта.

Выбор ткани для мебели

Выбирать мебельную ткань не­легко, во-первых, потому что сейчас слишком велик ее ассортимент, а во-вторых, из-за боязни ошибиться, ведь менять интерьер сложнее, чем сменить собственный гардероб в соответствии с новой модной вол­ной. Полностью поручить этот вы­бор приглашенному дизай­не­ру-кон­сультанту тоже вряд ли пра­виль­но, так как жить в создаваемом ин­терье­ре все-таки при­дет­ся заказчику. Выб­рать ткань по степени ее практич­нос­ти, пожа­луй, несложно, а вот как быть с разнообразием цветов, фак­тур и рисунков?! Специалисты этой сфе­ры считают, что есть несколько прин­ципов, на основе которых боль­шин­ству потребителей удается сде­лать правильный выбор.

Классический подход – в этом случае главное правило – со­от­вет­ст­вие всего всему. Учи­тывается об­­щий стиль интерьера, цве­товая гам­­­ма, и ткани подбираются со­от­вет­­­ственно подходящему пе­риоду или стилю – ренессанс, готика, ми­ни­­мализм, этника. Так как на этот счет существуют определенные «нор­­­мативы», оформить интерьер уже гораздо проще. Например, мини­­мализм предполагает одно­тонные ткани, неброские цвета. Этника за­висит от конкретной темы – Вос­ток, Африка, индейские мотивы и т.п.

Импрессионизм – здесь атмо­сфера будет создаваться более тон­кая, скорее, намек, чем прямое ука­зание. Подобный принцип хорош для новых дизайнерских решений. Обычно к нему прибегают те, кто хочет роскоши и утонченности в сочетании с функциональностью, простотой и современностью. В ка­честве примера можно привести оформление интерьера в восточном стиле, где ткани будут выбраны не с классическим восточным ор­на­мен­том, а такие, в которых рисунок в современном ключе интерпретирует культурные традиции.

Эклектика – еще более широкое поле деятельности для дизайнера. Руководствуясь эстетической инту­ицией, можно найти потрясающе гармоничные сочетания элементов различных стилей, эпох, направле­­ний. Выбирать на основе такого прин­ципа способны люди внутренне свободные, желающие отказаться от стереотипов и жестких правил.

Интуитивный подход – в этом случае потребитель, как правило, ориентируется исключительно на свой вкус и интуицию. Этот способ обеспечивает психологический ком­форт заказчику, основываясь  на ви­зуальных и сенсорных ощущениях. Цвет, рисунок, красивый узор долж­ны вызывать положительные эмо­ции, давать ощущение гармонии. То же относится к сенсорному элемен­ту: не важно, какой будет ткань на ощупь – гладкой, бархатистой, фактурной, главное, она должна быть приятна тому, кто ее выбирает.

Основные виды мебельных тканей

Гобелен – в узком смысле так называют изделие парижской ману­­фактуры, основанной в 1662 г., и наз­ванное по имени братьев Гобе­ле­нов, это вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В целом же, это ткань, сотканная на жаккардовом станке. Она отличается невероятно сложным переплетением нитей, об­разующих красивейшие узоры. Го­белены могут быть одно- и  дву­сто­ронними, т.е., иметь закон­чен­ное оформление с обеих сторон. Это рас­ширяет возможности  при обив­ке.

Жаккард – более современный вариант гобелена. Кстати, жаккар­довый станок был изобретен в 1801 году Жозефом Мари Жаккаром. Жаккард имеет более высокое ка­чество за счет сочетания новых технологий и традиций прошлого. Усо­вершенствованное плетение ста­ло еще прочнее. Жаккард отличают эксклюзивный дизайн, иногда – руч­ная работа. Жаккардовые тка­ни име­­ют рельефный рисунок, создан­ный с помощью разноцветных ни­тей. Такой узор не подвержен вы­горанию, разрушению из-за пе­ре­пада температур, цвета долго оста­ются насыщенными, а сама ткань – рельефной.

Шенилл – ткань, для создания которой используется бархатистая пряжа, обеспечивающая мягкий ко­роткий ворс. Мебельные шениллы могут быть и натуральными, и син­тетическими. Обычно фасонная нить вырабатывается из двух и более во­локон, которые скручиваются друг с другом по длине и так закрепляют между собой огромное количество коротких ворсинок. Этим шениллы отличаются от ворсовых тканей, где ворс закреплен только плетением. В шенилловых тканях ворс более разрежен, он имеет направленность и прижат к основе. Это дает шенил­лу дополнительные преимущества. В настоящее время во многих ше­нилловых коллекциях полотна вы­рабатываются из уже окрашенных нитей. В таких случаях окраска со­храняется дольше, чем, если ок­ра­шивается само полотно.

Велюр (бархат) – эта ткань взя­ла свое название от французского слова velours, которое происходит от латинского  vellosus – «мохнатый». Та­кую ткань для обивки часто на­зывают бархатом. Она имеет раз­резанный ворс и получается в ре­зультате переплетения нитей, четы­ре из которых попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая (обычно, бархатистая) – образует ворс. Ворсовая нить и определяет внешний вид, качество велюра и его потребительские характеристики.

Флок – эта ткань хоть и считает­ся разновидностью велюра, особенна тем, что создается без помощи ткац­кого станка. Между прочим, этот способ вовсе не является новинкой, напротив, он был известен еще в древнем Китае. В Средние века стал применяться и в Европе. Раньше мелко нарезанный ворс крепился к основе с помощью смоляного клея, а сейчас микроволокна наносятся на клеевой слой методом напыле­ния в электростатическом поле. Флок мо­жет быть печатным и тисненым. С помощью бумажной печати получа­ют разноцветную ткань, а тиснение валом с нанесенным на него рисун­ком дает ткань однотонную. Флок очень популярен сейчас благодаря своей внешней привлекательности и  невысокой цене.

Микрофибра – внешне эта ткань похожа на натуральную замшу, но по сравнению с ней обладает рядом преимуществ – высоким порогом истирания, цветоустойчивостью, не­прихотливостью в эксплуатации и уходе, большим выбором оттенков. Бархатистость поверхности, ин­те­ресная текстура ткани придает ин­терьеру роскошный вид, поэтому часто используется в гостиных гар­нитурах. Наряду с этим есть спе­циальные коллекции, которые ре­комендованы для отделки детской мебели. Они имеют свои достоинст­ва: обладают водоотталкивающим эффектом, устойчивы к загряз­не­ниям, служат преградой для бак­терий, не впитывают запахи, эко­логически чистые, долговечные и при этом доступны по цене. У про­изводителей подобных тканей есть весьма красноречивый слоган «Нам не страшны даже мокрые собаки!»

Лен – грубый лен был одно вре­мя очень моден в качестве мебельной обивки. Сейчас более актуальны льняные чехлы  на мебель для дома и дачи, которые в жаркий период приятны своей прохладой.

Мебельный мех –  очень мод­ная сегодня обивка для мебели. Расцветкой и ворсом может ими­тировать шкуры разных живот­ных: тигра, зебры, леопарда, жи­рафа, коровы, далматинца и др. Ме­ховой диван вносит экзотику и непередаваемый шарм в интерьер, создает определенный стиль.

Техники нанесения рисунка

Термопечать – способ, кото­рый еще называют сухой или суб­лимационной печатью. Эта техно­логия предполагает нане­сение ри­сунка на термобумагу, кото­рая вмес­те с подготовленным текс­тиль­ным полотном прижимается к на­грето­му вращающемуся цилиндру в спе­циальной машине – каландре. Тем­пература в машине может достигать +150, а иногда и +230 градусов Цельсия. Под воздействием нагрева происходит сублимация красителя с бумаги на ткань и проникновение его в волокна полотна.

Пигментное крашение – этот метод требует изготовления по за­данному рисунку трафарета, через который на ткань наносится крас­ка. Потом она высушивается без воздействия высоких температур. Такой способ считается более стой­ким, потому что краска нано­сится непосредственно на ткань. Визуаль­но трафаретный метод напоминает ручную окраску ткани типа батика. 

Уход за мебельными тканями

Любое изделие прослужит доль­ше, если его правильно эксплуати­ро­вать и выполнять инструкции по уходу. Это относится как к самой мебели, так и к ее покрытию. Каждая ткань, в зависимости от состава, может подвергаться различным ме­тодам чистки. Потребителю долж­на быть предоставлена полная ин­формация на этот счет. Ис­поль­зуемые пиктограммы, в боль­шинстве случаев, всем понятны. Они сообщают о том, можно ли подвергать изделие стирке, какой вид стирки использовать (машинная, ручная, деликатная), какова до­пус­тимая температура воды при стир­ке.  Кроме того, указывается, как пра­вило, можно ли гладить изделие и при какой температуре, можно ли его отжимать, какой вид сушки разре­шен – вертикальная, горизонталь­ная, без отжима, при определенной температуре. Также указывается воз­можность отбеливания, сухой чист­ки, химчистки с применением рас­творителя.

Требования к экологичности

На сегодняшний день требова­ния потребителя к экологической чистоте приобретаемых товаров зна­чительно повысились, что, безус­ловно, хорошо. Однако главной про­блемой остается недостаточная ин­формированность покупателей об особенностях тех или иных свойств и характеристик продукции. Важным моментом является  стандартизация по системе ISO не только продук­ции, но и самого производства. Стандартизация производства фаб­рики-поставщика – гарантия на­деж­ности изделия и стабильности его качества. Прежде чем поступить в продажу, ткани должны пройти  тесты на износоустойчивость, сте­пень устойчивости краски, пил­лин­гуемость, огнестойкость и т.д.

Многие зарубежные произ­води­­тели мебельных тканей ори­ен­ти­рованы сегодня на достижение вы­сокой экологичности про­дукции. На рынок продвигаются так на­зываемые «безопасные» ткани, не содержащие вредные вещества. Ока­­зывается, на Западе сегодня отка­зываются от защитных по­кры­тий, предохраняющих ткань от ис­ти­рания, световоздействия, воз­го­ра­ния и прочего. Ученые дока­зали, что такие покрытия, хоть и удобны, но вредны для здоровья людей. У нас же тефлоновое покрытие пока еще остается одним из основных тре­бований к мебельному текстилю. К сожалению, не только покупатели не имеют полной информации о това­ре, но часто менеджеры-консультан­ты ничего не знают об этом.

Материал подготовлен Татьяной Слободяник

По материалам журнала «Стройка. Уральский выпуск»

Последнее посещение: 2 дня назад

Маркетплейс строительных и отделочных материалов. Большая база строительных и отделочных материалов. Новости строительства. Статьи и советы по ремонту.

Показать номер istro.ru@yandex.ru Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 37, оф. 702/1
Поделиться в социальных сетях VK Whatsapp