ПРОМАЛЬП - промышленный альпинизм
Екатеринбург на географической карте выглядит плоским. И направлений движения здесь, кажется, не так много. Но есть и «вертикальный» мир – высотные здания, башни, трубы предприятий и мосты – плоскими они видятся только на бумаге. Каждый из нас хоть раз обращал внимание на людей, деловито снующих по высотным объектам на скалолазной страховке. Это промышленные альпинисты. Их работа (сокращённо «промальп») выглядит со стороны необычной и рискованной, а факторы, определившие выбор профессии – непонятными. Что же такое промышленный альпинизм? И что происходит в «вертикальном» мире Екатеринбурга сегодня?
Подробное разъяснение по всем интересующим нас вопросам дали директор магазина «Башня» Сергей Новосёлов и менеджер фирмы «Манарага» Александр Третьяков — специалисты, торгующие снаряжением для промальпа. Также принял участие в беседе Данил Примеров — генеральный директор фирмы «ПромАльпУралКомплекс», предоставляющей полный комплекс высотных работ. Комментарии профессионалов в виде тематического «круглого стола» мы и предлагаем вашему вниманию.
Каковы суть этого явления - ПРОМАЛЬП?
Александр Третьяков определяет промышленный альпинизм, или промальп, как «работы, проводимые на высоте с использованием техники альпинизма и снаряжения этого профиля. То есть верёвок, так называемого «железа» (специальных устройств) и страховочных систем». По его мнению, если не считать классический высотный монтаж, эта услуга впервые появилась в Европе как способ клининга высотных зданий.
Сергей Новосёлов, говоря о зарождении этого явления у нас, вспоминает решение администрации Красноярской ГРЭС ещё в советские времена. Когда возникла острая необходимость закреплять на высоте каменные глыбы, обратились именно к альпинистам. А в 90-е годы развернулось уже действительно плотное сотрудничество спортсменов с различными организациями.
В чем преимущества промальпа и спектр возможных услуг?
Привлекает заказчиков, по мнению господина Новосёлова, дешевизна и скорость выполнения нестандартных высотных работ именно таким методом. Например, специалисты одной из компаний, занимающихся промальпом, ООО СК «Вертикаль», произвели уникальный отделочный ремонт купола Екатеринбургского Цирка всего за неделю.
Директор другой фирмы, производящей нестандартные высотные работы, Данил Примеров, среди возможных задач указывает клининг, отделку и ремонт фасадов. А кроме того — проведение коммуникаций и систем, монтаж оборудования, рекламы. Сразу же он приводит свои примеры успешного выполнения заказов. Комплексное обслуживание Торгового города «Дирижабль», мытьё окон областной Администрации, покраска городских курантов и замена геральдического барельефа на здании мэрии (за выполнение этой задачи фирма даже получила благодарность главы города).
Как люди приходят в промышленный альпинизм?
Можно ли представить «собирательный образ» такого человека? На вопрос, как у него лично возникла идея прийти в этот вид деятельности, директор «ПромАльпУралКомплекса» коротко поясняет: занимался альпинизмом, входил в сборную команду области. А после спортивного направления заинтересовался и коммерческим.
Это, кстати, довольно частый вариант рекрутинга в промальп. Данил Примеров, рисуя «типовой портрет» постоянно работающего в этой сфере человека, упомянул массу видов спорта, в которых человек учится обращаться с верёвками и страховкой, а после этого (или параллельно) начинает зарабатывать. Речь идёт не только об альпинизме, но и о скалолазании, спелеологии, туризме. Новых людей привлекают не только высокие заработки. Ещё — романтическая составляющая этой необычной работы и возможность даже в городе заниматься любимым делом.
Александр Третьяков по поводу последней причины улыбается: выходит, люди поднимаются на высотки в городе, зарабатывают на этом, а после тратят деньги на то, чтобы ехать в горы и снова не вылезать из страховки. Впрочем, сразу же уточняет он, кроме профессиональных спортсменов в магазинах «Манарага» часто можно встретить и новичков, которые едва освоили пару узлов и теперь намерены «подхалтурить». Таких видно сразу: берут минимум снаряжения для промальпа, стараются на нём экономить. А вот те, кто умеет работать с верёвками по-настоящему и получил допуск к высотным работам, на безопасность денег не жалеют. И берут всё, что нужно для конкретной задачи.
О многообразии, связанных с промальпом клиентов, говорит и директор магазина «Башня» Сергей Новосёлов: «Дать обобщённый портрет промышленного альпиниста сложно. Покупают снаряжение «продвинутые пользователи», приходят и новички… А самый массовый вариант — когда появляется бригадир и подбирает «арсенал» для всей своей команды. Или взять, например, представителей строительных компаний — они тоже берут солидные объёмы». Относительно запросов последних соглашается с ним и Александр Третьяков: в «Манараге» такие покупатели тоже приобретают за безналичный расчет «килограммы «железа», и верёвку – километрами».
Промышленный альпинизм - опасна ли эта работа?
Услышав этот вопрос, господин Третьяков улыбается и поясняет: город в принципе опасен, под машину можно попасть. А здесь — работник всегда имеет дублирующее снаряжение. И в процессе работы проверяет основной комплект.
Подтверждает это и Данил Примеров, сам альпинист со стажем: степеней контроля безопасности работ он называет три. Во-первых, каждый из специалистов сам следит за исправностью страховки. Во-вторых, в процессе работы идёт постоянный взаимный контроль. И, наконец, в обязанности бригадира на объекте такая проверка тоже входит. «В нашей фирме, — отмечает гендиректор, — на снаряжении предписывается не экономить. Верёвки, «железо», страховочные системы — всё это должно иметь максимальную надёжность».
Господин Новосёлов подытоживает: «Работа в промальпе для специалиста не опасна. Из спорта действительно приходит много людей. Но в крупных организациях на курсах сейчас могут обучить любого. Две недели учёбы, потом две недели на высоте человек проводит с опаской… А после это уже входит в привычку».
Профессиональный промальп
Вопрос в этой связи: имеются ли принципиальные отличия между спортсменом и новичком с ограниченной подготовкой? Данил Примеров, руководитель фирмы, куда приходят и выпускники упомянутых директором «Башни» курсов, уточняет: да, массовый интерес «непрофессионалов» вреда не причинит. Но только, если подготовка прошла в хорошем центре и на должном квалификационном уровне. А так — проверка сотрудников, имеющих новенькие «корочки» специалиста, иной раз выявляет их несостоятельность. И приходится доучивать самим. Мелкие фирмы, случается, некачественно готовят сотрудников. Они же зачастую создают нездоровую конкуренцию, когда, не считаясь со сложностями труда, пытаются работать на этом рынке.
О необходимости профессионализма в промальпе говорит и Третьяков: новичок, даже нормально обученный, далеко не всё сумеет сделать. Там, где надо бы больше следить за качеством исполнения работы, ему приходится думать про обращение с верёвками. Многие виды деятельности требуют специальных инструментов, которые фирме купить проще, чем конкретному лицу — стоят они, как правило, недёшево. Настоящий «спец» умеет эффективно работать даже в условиях неблагоприятной погоды. Хорошая бригада из пяти человек за две недели вымоет 2500 м2 стекла — неопытным верхолазам такое не под силу. Они чаще «халтурят» по мелочам, сбивая цены профессионалов.
Подводя итоги: плюсы промальпа
Промышленный альпинизм выбирают из соображений экономической целесообразности, люльки и леса часто обходятся дороже. Требуются такие услуги и в труднодоступных точках. Даже спецтехнику можно использовать не везде, и у автовышки есть предел. Объём и вес снаряжения невелик, устанавливается оно быстро. Свобода манёвра у альпиниста при этом исключительно высока. Сезонность — тоже не помеха. Любая температура «выше нуля» годится для работы, хотя специалисты «ПромАльпУралКомплекса», случалось, мыли окна и в мороз.
В том, что касается перспектив развития промальпа, представители разных организаций вполне сходятся. Директор «Башни» Сергей Новосёлов говорит, что развиваться у нас теперь будет само качество услуг. Выиграет тот, кто лучше, быстрее и дешевле способен делать эту работу. Данил Примеров упоминает постоянный рост числа высотных зданий: «Престижный стеклянный фасад требует сопроводительного ухода. Два раза в год хозяйственные службы зданий с таким фасадом обязательно приглашают (и будут приглашать) нас для клининга». Рост объёмов работы предсказывает и Александр Третьяков из фирмы «Манарага»: кроме числа стеклянных фасадов, говорит он, растёт ещё количество установок сотовой связи и рекламных конструкций.
Люди на страховке — яркая деталь современного городского пейзажа. Дети принимают их за героев мультфильмов, а взрослые могут напоить чаем. И в ближайшие годы городских альпинистов наверняка станет больше — работы в «вертикальном» мире хватает с избытком.
Заказать услуги промышленного альпинизма различного профиля Вам поможет Каталог строительных товаров и услуг нашего портала.
Материал подготовил Андрей Казанцев
По материалам журнала "Стройка. Уральский выпуск"
Последнее посещение: 2 дня назад
Маркетплейс строительных и отделочных материалов. Большая база строительных и отделочных материалов. Новости строительства. Статьи и советы по ремонту.