Цвета в интерьере

Цвета в интерьере

Когда речь идёт о цветах, в которых будет выдержан дизайн интерьера, зачастую мы оперируем бытовым представлением о цвете на уровне «люблю – не люблю». Однако стоит учитывать, что, например, стена будет восприниматься не сама по себе, а в контексте цвета потолка, пола, дверей, плинтусов, мебели, декоративных элементов и т.п. Цветовая гамма окружающего интерьера активно влияет на психику человека и способна дать ему как комфорт, так и дискомфорт.

Цветоведение – это наука, которая в ходе своего развития вывела понятие «цветового круга». Представим себе окружность, имеющую, как компас, четыре основных направления. На этих направлениях сосредоточены жёлтый, красный, синий и зёлёный цвета в «чистом» виде. При переходе от одного цвета к другому постоянно происходит изменение оттенка: так, жёлтый цвет при переходе к красному становится оранжевым. Полярно расположенные цвета и называют контрастными. Существуют также родственные и родственно-контрастные цвета. По любому из трёх принципов цвета можно творчески сочетать.

Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, то есть, имеют хотя бы один общий цвет (например, зелёный, голубой и сине-зелёный цвета – родственные). Существуют четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные и зелёно-жёлтые. При этом в «родственном» сочетании не должно быть одновременно двух «чистых» цветов. Сочетание, взятое в рамках родственных цветов, воспринимается как мягкое, спокойное и плавное.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий главный цвет, два других составляющих цвета считаются взаимо-дополнительными.

Есть четыре группы родственно-контрастных цветов:

  • жёлто-красные и красно-синие;
  • красно-синие и сине-зелёные;
  • сине-зелёные и зелёно-жёлтые;
  • зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Сочетания в рамках родственно-контрастных цветов мы воспринимаем как более активные и впечатляющие.

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях круга, в идеале – напротив друг друга. Глаз сразу замечает их сочетание, оно максимально активно. Контрастные цвета используются там, где требуется концентрировать внимание зрителя.

Помимо цветового подбора, гармоничное «звучание» достигается тоном и насыщенностью каждого из цветов: любой из них, а то и оба сразу можно сделать ярче или бледнее, «приглушить» затемнением или осветлить. Каждый раз, меняя какую-то из характеристик, вы получите различные эффекты.

Бывают и случаи трёхцветной гармонии: к двум гармоничным родственно-контрастным цветам добавляем третий – главный, который их роднит, но ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания радуют глаз и уравновешенностью, и колористическим богатством. Как вариант, к двум гармоничным родственным цветам подходит один контрастный (к красному и малиновому добавим сине-зелёный).

Монохромные сочетания – это случай, когда цвета имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность. Например, серый цвет эффектен в сочетании с чёрным и белым. При этом в цветных сочетаниях с зёлёными и красными красками чёрный цвет делает из насыщеннее и глубже, а белый – мягче и воздушнее.

Контрастные цвета в сочетании друг с другом становятся заметнее один на фоне другого. Красное пятно на зелёном фоне выглядит ярко и чётко, на оранжевом – глуше.

«Тёплые» цвета визуально приближают и увеличивают предметы, «холодные» – отдаляют и уменьшают. Именно поэтому комната орехового цвета кажется нам обволакивающе-уютной, а сине-голубое помещение выглядит просторным. Использовать надо тот вариант, который подчеркнёт в интерьере нужные вам свойства.

На тёмном фоне все цвета светлеют, на светлом – темнеют. За счёт подбора фона даже ахроматические чёрный, белый и серый цвета приобретают мнимую цветность (серое пятно на зелёном фоне даёт розовый оттенок). Хроматические цвета на насыщенном фоне меняют цветовой тон: жёлтый в окружении зелёного выглядит как «слегка оранжевый», красный же на зелёном становится ещё краснее. Существует и «краевой контраст»: равномерно окрашенная поверхность выглядит светлее или темнее у края, если граничит с более тёмной или светлой поверхностью.

Перегружать помещение цветами не стоит, идеальный вариант – сочетание двух-трёх цветов плюс пара их оттенков. Определитесь, «тёплая» или «холодная» гамма для вас выигрышнее. Важен и характер помещения, и индивидуальные особенности его хозяина. Но есть и общие принципы. Так, в кухне и столовой уместны «тёплые» гаммы, создающие уют и домашность, а также подсознательно усиливающие аппетит (например, чёрный цвет его угнетает). Для детской младенца до 2-х лет подойдут мягкие, ненасыщенные цвета, но едва он станет старше, детскую комнату можно превратить в самое яркое, пёстрое и «весёлое» помещение дома. А по ходу взросления постепенно вновь создать «не кричащую», деловую обстановку.

Контрасты в интерьере можно использовать умеренно (например, подбирать по этому принципу некоторые предметы мебели и декора), а можно активно (при разделении одного помещения на зоны с разными задачами).

Материал подготовил Андрей Казанцев

По материалам журнала "Стройка. Уральский выпуск"

Последнее посещение: 2 дня назад

Маркетплейс строительных и отделочных материалов. Большая база строительных и отделочных материалов. Новости строительства. Статьи и советы по ремонту.

Показать номер istro.ru@yandex.ru Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 37, оф. 702/1
Поделиться в социальных сетях VK Whatsapp