Мосты: из прошлого - в будущее

Мосты: из прошлого - в будущее

Мост, по мнению многих знатоков, является едва ли не первым инженерным сооружением в истории. Гениальная идея возвести переправу через препятствие пришла в голову человеку еще в Каменном веке. С тех пор ремесло строительства мостов постепенно превращалось в искусство.

Уже в древние времена мастера заботились не только о крепости конструкции мостов, но и об их архитектурной выразительности. Другими словами, к содержанию каждого проекта издавна предъявлялись несколько требований: функциональность, долговечность и эстетичность. Древнеримскому теоретику архитектуры М. Витрувию принадлежит изречение: "Архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью и красотой", а итальянский архитектор А. Палладио писал: "Невозможно было бы назвать совершенным здание, хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести". Пожалуй, этим главным каноном и вооружился прогресс мостостроения. Тесно связанная с развитием общества и отражающая уровень техники, экономики и культуры каждой эпохи, история мостостроения оставила в наследство немало архитектурных шедевров.

Вернемся на две тысячи лет назад. IV веком до н. э. датируется начало строительства древнеримских акведуков. Всего в Империи насчитывалось около 80 тысяч км шоссейных дорог с множеством каменных мостов (причем, некоторые из них до сих пор в "отличной форме"). В одном только Риме было 55 км водопроводных линий, проходящих по аркам акведуков. Знаменитый Гарский акведук был проложен через глубокую долину реки Гар вблизи города Нима. По высоте он разделялся на три яруса резко выраженными горизонтальными карнизами. Убывающая кверху высота горизонтальных членений зрительно увеличивала без того рекордную высоту сооружения. Разбивка конструкции на пролеты сделана при сложном сочетании ритмического ряда убывающих к устоям пролетов 24,5; 19,5; 15,5 м - в двух нижних ярусах и метрического ряда с 35 пролетами по 4,65 м - в верхнем ярусе. Акведук выполнен из крупных каменных блоков, высеченных из желто-розоватого известняка и уложенных насухо. Ширина опор поперек оси акведука в нижнем ярусе равна 6,36 м, а в верхнем ярусе, где устраивался водопроводный лоток, 3,06 м.

Камень и дерево долгое время были единственными материалами, доступными мастерам. Новое время предоставило в распоряжение строителей металл.

Первый в мире чугунный мост возвели в 1779 году через реку Северн в Колбрукдейле. Арочная система преодолевала глубокое ущелье. Высокий однопролетный мост имел 5 трехпоясных арок с пролетом 30,5 м и стрелой 12,8 м. Прочный чугун позволял воплощать более изящные архитектурные формы. Верхние подкосы в опорах и круглые вставки рядом с ними зрительно уравновешивали работу крайних тонких стоек. Арочная конструкция была собрана из готовых деталей всего за три месяца. С нее началась эпоха металлических мостов…

Дальше - выше: если в 30-е годы ХIХ века сенсацией считались мосты длиной 300 м, сооружаемые на опорах высотой 80 м, то к концу столетия многокилометровые конструкции с опорами высотой до 200 м заняли значительную долю в объемах строительства. Применение стали увеличило максимальную длину пролетов до 100 м и более. В 1890 году рекордсменом стал мост через устье реки Форт пролетом длиной 500 м.

В конце XIX века появились первые большепролетные висячие мосты, среди которых наиболее известен построенный в 1880 году Бруклинский мост в Нью-Йорке. Одновременно строились гигантские мостовые переходы через реки Западной Европы: Сену, Рейн, Эльбу, Одер.

С середины XIX века в Европе и Америке начинают использовать бетон. Швейцарский инженер Р. Майяр первым провозгласил принцип открытых бетонных конструкций, без их маскировки под каменную кладку в 1901 году. Окончательно на смену металлу железобетон приходит после Второй мировой войны, оставаясь и по сей день самым востребованным материалом.

Современные мосты - своеобразный полигон, где соревнуются высокие технологии и дерзкие изыскания профессионалов. Некоторые проекты способны поразить воображение масштабностью и грандиозностью замыслов. Так, в 1998 году открыт для движения висячий мост Акаси - Кейкио между островами Хонсю и Сикоку в Японии. Мост через пролив Акаси (4 км шириной, 110 м глубиной) имеет главный пролет 1991 м, в настоящее время наибольший в мире, боковые пролеты по 960 м, стальные пилоны высотой 297 м и глубину заложения фундаментов ниже уровня моря 60 м. Он предназначен для восьми полос движения.

А вот представитель эконаправления: в США завершено строительство первого в мире моста, материалом для которого послужил переработанный пластик. Высокопрочный термополимер на 100% состоял из переработанных пластиковых бутылок и подобных предметов. Конструкция моста устойчива к коррозии, поэтому практически не требует обслуживания в отличие от стали и бетона, нуждающихся в регулярной инспекции. "Зелёный" мост достойно выдержал все испытания на прочность. Как знать, возможно, он открыл новую страницу в нескончаемой истории искусства преодолевать преграды.

По материалам журнала «Стройка. Уральский выпуск»

Последнее посещение: 2 дня назад

Маркетплейс строительных и отделочных материалов. Большая база строительных и отделочных материалов. Новости строительства. Статьи и советы по ремонту.

Показать номер istro.ru@yandex.ru Россия, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 37, оф. 702/1
Поделиться в социальных сетях VK Whatsapp